Статьи

19 апреля

Концепция Н.Волохо

 

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

Л. Файербах

 

В детстве я мечтал создать такую картину, чтобы она ничем не отличалась от самой жизни. Чтобы можно было вдыхать с ее поверхности свежий воздух и чтобы запах произведения менялся в зависимости от состояния пейзажа, а внутри картины было живое движение.

Времени с тех пор прошло много, а мечта осталась.

Рисуя любой предмет, рисую себя. Рисунок — моя жизнь, моя главная характеристика.

С юности восхождение по лестнице художественного мастерства складывалось трудно, путано. Много ошибался, заблуждался, но «свою линию» гнул упрямо.

Свой мир, личные переживания показываю психологически усложненными, продуманно сконструированными с одной лишь целью: завязать дискуссию со зрителем — нужно не только отвечать обществу на его вопросы, но и задавать вопросы обществу.

Попытка создать свою модель понимания пространства, отношений, ритмов, цветовых ощущений и психологического воздействия родила творческую к о н ц е п ц и ю. Вот ее основные положения.

Художник пытается вырвать истину из пустоты. Истина есть поиск скрытого смысла жизни.

Умение художника «подключить» свое подсознание к творческому процессу — есть вход в непредставимое, непредсказуемое, немыслимое в обычных рамках. Это умение дает художнику возможность творить чудеса.

Всем деяниям человеческой мудрости, ее предметному образу мыслей следует противопоставить принцип безпредметности, принцип свободной мыслиот любых предметных ограничений и границ.

В своих произведения художник волен делать с природой, с окружающей его действительностью все, что ему заблагорассудится. Может доводить свою мысль до странных видений в ракурсе многомерных пространств и мистификаций. Такая крайняя позиция говорит о том, что мысль художника беспредельна, как космос, как вселенная.

Время в картине трактуется не как качество, а как объем в плоскости сознания. Оно может быть статичным, динамическим, коротким, длительным, развернутым в вечности и сжатым в точку.

Главная мысль лежит не на поверхности картины, а внутри нее, в поле между предметами и закартинностью.

Случайность в творчестве порой формирует ту или иную задачу художника. Изначальная идея в процессе работы интерпретируется, переосмысливается и, в конечном счете, может выделиться в совершенно новое произведение.

Мои мысли в произведении не констатируют жизненный факт или событие, а как бы претерпев некое преломление изначальной сути, проходят сквозь сложную невидимую призму интерпретации. Поэтому мои произведенияследует рассматривать не как плоскость картины и что на ней, но как объем со всех сторон, заглядывая в него даже через окна закартинности, представляя пространство между поверхностью живописного слояи холстом.

 

Последнее танго, 1987 год

Последнее танго, 1987 год.

 

Конкуренция — мой помощник, мой мощной двигатель. Конкуренция вызывает жажду борьбы, более того — творческой злости.

Настоящая картина изобилует эмоциональными и композиционными паузами, которые совершенно необходимы для того, чтобы образ картины воспринимался глубоко, без усилий и напряжения.

Гуманистическая концепция во все времена была главной задачей художника, таковой она и останется.

Фрэнсис Бэкон советовал найти тему, которая бы властно притягивала тебя. Для меня это окружающая среда, находящаяся в нечеловеческой зависимости от человека.

Наш «Эдем» художники должны обозревать и осмысливать всесторонне. Преподносить зрителю мир таким, каков он есть, и тем, каким он будет завтра и всегда.

Что касается главной миссии художника, то она заключается в том, чтобы, постоянно познавая себя, отразить все то, что он прочувствовал и испытал сам в отведенный для него Богом отрезок времени пребывания на Земле.

Известно, что духовная энергия способна преобразовывать действительность. Почему же природа искусства в нашей стране до сих пор практически не претерпела изменений. Да потому, что страдал характер образности, очень медленно менялся сам человек в идеологических тисках пресловутого социализма. Однако обреченные на вырождение и деградацию культуры и искусство выжили и уже пускают ростки. Правда, они пока еще настолько слабы, что большинство их просто не замечает.

Для художника не может быть «жареных», «проституционных», «на потребу дня» и прочих сомнительных неэтичных тем. Истинный художник этичен во все времена.

Новое свободное искусство появилось только из-под кисти, движимой неиспорченным догмами сознанием. Стимулятором новых идей, направлений, свежего порыва и эмоций может быть только абсолютная свобода личности, свободаот давления власти, тупого заказчика и пустого кармана.

 

"Концепция" была напечатана в персональном каталоге Н. Волохо в 1994 году. Волохо Николай Николаевич (1938-1998) член СХ России с 1980 года, участник 56 международных, всесоюзных, республиканских и зональных выставок. Многократный обладатель международных премий и дипломов. В 1987 году — лауреат 1 — Международной премии на конкурсе «Ленин, Октябрь, Мир».